Малая Пинежка и Выя. Страницы истории __________________________________ Через Вершину шёл Пинежский тракт – от Верхней Тоймы до Малопинежской Гавриловской и Выйско-Ильинской волостей. Этот волок действовал до тех пор, пока в Выйский леспромхоз не пошла тяжёлая техника – гусеничные трактора и автомашины. Тогда тракт привели в непроезжее состояние, признаться ремонтировали его плохо. Волок от деревни Мила до Горковского сельсовета вообще не ремонтировался. А до этого все груза перевозились на лошадях за восемь часов. Сейчас дорога от деревни Мила до Согры заброшена и заросла. По всему пути, через определённое расстояние, были постоялые дворы – это в деревне Нижняя ( зимой), деревне Мила, у ручьёв Половина и Талец и т.д. На этих постоялых дворах до революции были свои хозяева, после революции они принадлежали потребкооперации. На хороших постоялых дворах можно было покушать ( хлеб возился с собой ), согреться ( кипятились самовары ). Стихотворение «Долог, долог Пинежский волок» написано неизвестным автором. Чтобы пройти этот волок, а расстояние 150 верст, надо немало иметь сил и здоровья. Вот что писал художник Василий Васильевич Верещагин в далёком 1895 году о своей поездке на Выю: «Всю жизнь буду чувствовать следы езды по пинежским дорогам, болотам». Пинежский тракт, по словам художника, был ужасной лесной дорогой, которую нельзя не только описать, но и представить. Долог, долог Пинежский волок. Кто прошёл-тот знает его. Был путнику труден,нелёгок. А путников множество шло. Молиться плелись богомольцы. Да нищие шли на Двину. Почтовый гремел колокольчик. Лесную будил тишину. Изба или двор постоялый. (Кормёжками звал их народ) На Пинежском тракте стояли. В них мог отдохнуть пешеход. Лучину на этих кормёжках. Жгли зимнюю ночь проводя. А утром чуть свет и в дорожку. Пешком вёрст 150-не беда. С лошадкой к купцам подряжались. Мех, рябчиков в Питер везли. На ярмарку в Тойму съезжались. Подводы с товаром ползли. Малой Пинежкой называлась раньше волость в верховьях реки Пинеги ( с середины 20-х годов это – Горковский сельсовет). В 1920 году здесь и по реке Вые, целый месяц работала экспедиция Сольвычегодского музея, с целью геологического, естественно-научного, этнографического и исторического обследования края. Среди её участников был и учёный И.И.Томский. Свои впечатления от поездки по Малопинежью, он опубликовал в августе того же года в газете «Борьба и труд» , а спустя год издал в Сольвычегодске книжечку « Эскизы из природы и жизни Малопинежья», а в мае 1922 года в журнале «За работу» ( г. Великий Устюг) появился его топографо-исторический очерк «Малая Пинежка и Выя». Ниже приводятся из очерка сведения, связанные с темой нашей рубрики. А. ТУНГУСОВ На верховье реки Пинеги расположены три волости Сольвычегодского уезда: Горковская, Гавриловская и Выйско-Ильинская, с общим количеством населения по переписи 1920 года – 6. 459 душ. Вверху Пинеги, за Кергой, населённых мест нет, кроме: За бором – Попова избушка, находящаяся в 5 верстах от Керги, названная так потому, что земля около этой избушки принадлежала причту Малопинежской Преображенской церкви. В 10 верстах от Керги – кормёжка Звоз – для проезжающих – на берегу речки Охтомы, левого притока Пинеги. Мужикова изба – в 48 верстах от Керги. Здесь была и часовня, которая в 1918 году сгорела. Деревня Керга – первая деревня в верховьях Пинеги. В ней 61 дом, 534 едока. Народная память считает её обитателей потомками первонасельников этого края – чуди. Рассказывают, что первыми колонизаторами края были новгородцы, которые вступали с чудью в сражения. Сохранилось предание, что такое сражение происходило в местечке Мужиково. Деревня Лохома – 32 дома, 169 едоков; Деревня Ефимовская – 43 дома, 232 едока. Вблизи её, около самой реки, в перелеске имеется место Чудаки. По преданию, здесь жил чудской атаман с товарищами. Между погостом и деревней Согра, среди поля, стоит церковь Малопинежская Преображенская. Около неё – кладбище, дом сторожа. Церковь деревянная, построена в 1914 году, на месте сгоревших, в 1905 году, трёх деревянных шатровых церквей. В подцерковьи Малопинежской церкви, находится могила Сергия Малопинежского. Происходил из рода новгородского, боярского сына Маркиана Стефанова Неклюда, который бежал из Новгорода, во время уничтожения его волостей Иоанном- 3 в «страну Студёного моря» на реку Пинегу. Деревня Противна – 25 домов, 146 едоков; деревня Согра - 29 домов, 160 едоков; деревня Керас – 42 дома, 218 едоков. В одной версте от Согры показывают местечко Ручей, называемый Копанец, на котором по преданию происходило сражение между новгородцами и чудью, причём чудаками руководил атаман, а новгородцами Задейка (Надейка), который и застрелил атамана. Центром Горковской волости является деревня Горка – в ; верстах от реки. В старину Горка стояла на самом берегу Пинеги и только с изменением направления реки, она оказалась в стороне. В ней 37 домов, 194 едока, фельдшерский пункт, почтовая контора и школа. Деревня Машканово – 49 домов, 257 едоков ; деревня Сарчема - 46 домов, 210 едоков; деревня Волыново – 12 домов, 70 едоков; деревня Ручей – 29 домов, 161 едок; деревня Великая – 35 домов, 179 едоков; деревня Пахомово – 30 домов, 156 едоков; деревня Изеверская – 39 домов, 195 едоков; деревня Вадюга – 45 домов, 236 едоков. Построена, по преданию, на третьем месте, вначале на Дворишных, несколько ниже часовни, но сгорела, затем на конце – её свалило рекой. Говорят, там жила чудь. В ; верстах от Вадюги, при устье реки Вадюги, на высоком берегу построена часовня, по преданию – по обету, по случаю бывшего в волости мора на коней. Обычай: почти всех лошадей собирают к часовне на третий день после Петрова дня на моление… У устья Пелюги – левого притока Пинеги – в 11 верстах от Горки , поставлена часовня, красиво расположенная среди елей – на месте явления креста. Рассказывают: его хотели перевезти в деревню Монастырь, но крест не могли осилить 15 лошадей…Последней, правобережной, деревней в Горковской волости будет деревня Монастырь, прозываемая Марьина Гора с 43 домами и 250 едоков. Дальше будет в 35 верст, лесной волок в Гавриловскую волость. По реке Илеше – правому притоку Пинеги – в одной версте от её устья, на лугах крестьян дд. Ручей и Изеверы заметны межи, бывших когда-то на этом месте полей. На противоположном берегу сохраняются фундаменты домов и церкви. Передают, что некоторые крестьяне из деревни Вадюги, некогда поселились у устья Илеши, но не стал родиться хлеб, и выехали обратно в волость. _____________________________________________